Полеты на параплане. Почему он летит? Часть 1

Мы приехали на небольшую пологую горку, высотой с 3-этажный дом. Ирина рассказала про устройство параплана — про все лямочки, подвеску пилота, объяснила как стартовать и заходить на посадку. Моё учебное крыло называется Старлайт, а мы его называли бегемотиком.

Я встегнулась в подвеску и стропы, подошла с Ириной к краю. Определяем направление ветра — дует в лицо, что надо. Проверяем карабины и «ну, с Богом!». Старт начинается с разбега — наклоняюсь, начинаю идти и тяну параплан всем телом вперёд, а он — назад. Шаг переходит в бег вниз по склону, крыло восходит над головой, Ирина кричит «Бегииии! Руки выше!». А я бегу и чувствую понемногу лямочки тянут меня вверх, ноги касаются травы уже слегка, но я не перестаю ими болтать — параплан разгоняется и поднимает меня над землёй. Ирина кричит в далеке «Правую руку выше! Левую ниже! Не опускай ниже карабина! Заходи на посадку!». До земли остаётся метр. Я тяну вниз клеванты, чтобы притормозить, касаюсь ногами земли и по инерции пробегаю вперед, а крыло затихает и планирует на землю. Фухх, я полетела :)

***
Художественное начало про то, как я начала учиться летать на параплане:) Это необычное и опасное хобби, но до чего же в небе красиво... Обучение длится год, занимаюсь у частного инструктора за 200 км от Чемала, где я живу. Дома я читаю статьи по аэродинамике, смотрю видео-уроки, а раз в 2-3 недели выезжаю в Бийск на практические занятия.

Планирую написать цикл постов про парапланеризм пока буду учиться. Мне полезно пересказывать чтобы лучше усвоить, а кому-то — интересно. В первой статье кратко опишу почему летит параплан.

Фото нашла в интернете, потому что пока нет своего такого же эффектного

Дисклеймер — пост не является учебным пособием, а моей интерпретацией теории.

Строение

Итак, у самолета есть двигатель, который помогает преодолеть сопротивление ветра. А параплан безмоторный и легкий, но летит. Почему?

Параплан состоит из купола, строп и подвески, в которой сидит пилот. Купол шьют из воздушного легкого материала в форме капли. Ветер (набегающий поток) обтекает крыло снизу и сверху. Нижняя поверхность купола почти плоская, верхняя — выпуклая. Скорость обтекания набегающим потоком внизу меньше, а наверху больше (нужно преодолеть выпуклость). И значит давление под крылом больше, чем над ним. Разница давлений и создает подъёмную силу, которая поднимает параплан вверх.

От купола тянутся стропы и крепятся к подвесной системе через лямки (райзеры). Райзеры делятся на ряды A, B, C и бывает D. Каждый ряд отвечает за свою часть на крыле: А-ряд тянется от носа купола (передней кромки), B — держит серединку, C — хвост купола (заднюю кромку). На C-ряду есть клеванты — это такие ручки, за которые пилот держится когда управляет парапланом. Если хочешь увеличить скорость — подними креванты выше, если притормозить — опусти (говорят «подожми»).

Инсайнт

На парапланах летают с гор, потому что сам параплан не может лететь горизонтально — у него нет мотора, который бы его толкал. Когда стартуешь с высоты, то купол наполняется воздухом и планирует вперёд и немного вниз. Именно так — вперёд и немного вниз. Он всегда летит вниз. Но этим полетом можно управлять и даже продлить его.

Магия

Если чуть поднять клеванты — нос опускается, хвост поднимается — параплан набирает скорость и быстрее планирует вниз. Если чуть-чуть опустить клеванты — хвост опукается, нос поднимается — параплан замедляет скорость, но немного набирает высоту.

Задача пилота — постоянно подруливать парапланом, чтобы продлить полет и улететь как можно дальше. Такие американские горки связаны с понятием поляры крыла. Поляра — это зависимость между скоростью планирования вперёд и скоростью полета немного вниз.

Базово принцип поляры я поняла, но сам термин и наука сложные, буду изучать дальше.

В первый раз я даже не поняла что случилось — бегемотик сделал всё сам. На следующем занятии постараюсь улететь дальше и стартовать без проблем — Старлайт широкий и сваливается в крен, потому что иногда не хватает силёнок его разогнать :)

Если интересно, посмотрите видео про управление парапланом от клуба Альтаир-Аэро

2 декабря   парапланеризм